Тиринф, Микены, Эпидавр и мысли про Грецию

На островах греки всегда рады показать туристам то, ради чего те приехали – сиртаки, дзадзыки, ослики, оливки…Всё очень симпатично, мило и блестяще смотрится в объективе фотокамеры.

Материковая Греция – это совершенно не то же самое, что Греция островная. Здесь мало пляжей, мало бело-синих домиков, ярко-розовых фуксий на подоконниках. Greece

На материке жизнь более жизненная, что ли: видно какая она сложная, многогранная, неоднозначная, далеко не всегда беззаботная и ленивая.

Здесь видно, что грек и рад бы проспать всю сиесту в тенечке, но – обстоятельства, ответственность, мир – ему не дают того сделать и потому он не то что бы несчастен, но озабочен.

И достопримечательности на материке иные – они не из тех, что призваны кого-то развлекать одним своим видом. Более того, если приехать сюда неподготовленным, без определенного бэкграунда, то волшебство тебе не откроется – ты увидишь только пыльные, высушенные солнцем развалины.

DSC_0490

Видели хоть раз недовольного, обливающегося потом туриста, который несется от входа до выхода, фотографируя через плечо и в глазах у него – только кондиционированная полутьма туристического автобуса? Ну так он – просто жертва вполне объяснимого человеческого самомнения. Иногда нам почему-то кажется, что места нам что-то должны – должны удивить, восхитить, взволновать.

На самом деле, настоящие эмоции от посещения какого-нибудь исторической точки даются – как и всё стоящее в жизни – только через серьезную внутреннюю работу. Если говорить конкретно о Греции, то я привела немного разной литературы, кино и отчетов для самостоятельной подготовки в статье «Чем вдохновиться перед поездкой в Грецию?«.

Я, кстати, не просто так разглагольствую, а подготавливаю вас (и себя) к описанию Тиринфа, Микен и Эпидавра. Это, наверное, самое интересное и самое противоречивое, что я увидела в Греции. Начнем по нарастающей.

DSC_0498

Эпидавр – это наиболее хорошо сохранившийся и самый большой древнегреческий театр, в котором и по сей день устраивают представления (всё бы отдала, чтобы попасть!). Он славится своими акустическими чудесами, а еще целительной атмосферой – в древности именно здесь зародилось врачебное искусство, именно тут, считается, практиковал знаменитый божественный врач Асклепий.

Эпидавр окружен холмами и хвойным лесом, а потому я, подобно Генри Миллеру в его «Колоссе Маруссийском» чувствовала себя здесь как оглушенная ящерица – хотелось просто быть, вдыхать и греться на солнцепеке. С Эпидавром, кстати, связано множество презабавных историй, которыми можно развлекать будущих врачей: например, одним из способов лечения был сон со змеями. Говорят, помогал железно – во всяком случае, желающие повторить процедуру находились редко.

Greece

Тиринф – одна из старинных крепостей, с которой связано множество загадок в духе альтернативной истории. Для того, чтобы вы поняли, что скрывают его стены, привожу цитату из подробнейшего отчета моей замечательной mother-in-law:

Тиринф не особенно избалован вниманием туристов — поэтому частенько встречала в отзывах: не поехали, потому что там делать нечего. Поэтому мы там бродили вначале совершенно одни, что и дало возможность найти все интересующие нас артефакты и непонятности, потрогать на ощупь, сфотографировать. Прежде всего, сами стены крепости, они грандиозны! Ширина кладки нижних стен достигает 7 метров, верхних — от 5 до 11 метров! И сложены они из огромных глыб. Благодаря этому, археологам даже не пришлось их откапывать. Они так и простояли сотни веков, пугая жителей, которые просто физически не могли разобрать стены на стройматериалы. Кто построил эти стены? Циклопы. Современная наука даже и не пытается объяснить, каким образом древние люди умудрились притащить сюда откуда-то огромное количество многотонных каменных глыб и довольно ловко взгромоздить их друг на друга безо всякого связующего раствора. Как строили египетские пирамиды, Стоунхендж, даже крепости в Перу — пытаются худо бедно объяснить, придумывают теории, а здесь говорят: загадка! По легенде — циклопы! И стены эти, кстати, выдержали все землетрясения и, уж конечно, служили замечательной защитой от врагов во все времена.

Там и кроме стен немало загадочного. Идеально отполированные грани блоков некоторых дверных проемов или стен. Материал — галечник. Если работать ручным инструментом, галька просто выковыривается из среза. Здесь как будто резали циркулякой. Несколько тысяч лет назад. И буквально повсюду следы распилов, и идеально высверленных отверстий, например, на пороговых камнях, представляющих собой огромные базальтовые плиты, или на основании для банной комнаты площадью 7-8 кв.м, изготовленного из одного базальтового монолита.

Всё так, видели собственными глазами. Я не очень сведуща в теме, поэтому сделать какой-то вывод сложно. Скажу только, что не стоит спешить принимать на веру всё, что написано в учебниках истории. В нашем огромном мире еще полно загадок!

Greece

Ну и, наконец, Микены – место, которое я изучила вдоль и поперек еще даже ни разу в нём не побывав, место, которое я пыталась постичь и понять через чтение «Илиады», биографии Шлимана, каких-то обрывочных статей, заметок и отчетов. Место из тех, что снится и из которого до конца так и не возвращаешься.

Я даже не знаю, почему так разнервничалась по поводу древнего города, бывшего когда-то сердцем Микенской цивилизации. Конечно, здесь очень и очень красиво. Чувствуется масштаб, с которым могли строить только цивилизации, осознававшие, что они — в самом начале Времен.

Да и загадок полно: одни только Львиные ворота – это уже тема для жаркого, неразрешимого, многочасового спора.

Greece

Но дело, как мне представляется, больше в преемственности истории, которую здесь ощущаешь. Смотришь на этот узкий проход под двумя безголовыми львами и знаешь: здесь Агамемнон вел своё войско на Трою. Или заходишь в гигантский круглый Толос Клитемнестра и понимаешь, что он не просто так расположен за пределами города, а в наказание за измену царицы. Или видишь странные круглые захоронения и вспоминаешь чудака Шлимана, который раскопал золотую маску и разослал во все газеты сообщение о том, что он, де, смотрел в глаза Агамемнону. Потом, конечно, оказалось, что маска моложе царя на несколько веков. Бедный, чересчур увлеченный своим делом Шлиман стал всеобщим посмешищем только потому, что позволял себе поспешные заявления…

…В общем, надеюсь я донесла свою мысль о том, что большинство мест, как устричная раковина – открываются с небольшим усилием.

DSC_0538

На этом заканчиваю свои путевые заметки про Грецию. Вышло ужасно сумбурно, но не думаю, что я могла бы по-другому про неё написать.

Помните, я начала свою историю с того, что Греция – страна палящего солнца, слепящего света? В последний вечер, когда мы пили вино и ужинали виноградом где-то на открытом балкончике в предместье Афин, я щурилась на хваленый греческий закат – розовый, долгий, бархатный.

Greece

Красный диск уже садился и, помню, я подумала, что некоторый свет предназначен только для божественных глаз, человеческую сетчатку он обжигает. Но иногда, в тихие, благословенные, закатные минуты, Светило все-таки позволяет нам смотреть, не отводя глаз – в эти минуты мы можем чувствовать себя богами. Или просто наслаждаться теплом, вином, виноградом и посланной благодатью.

Читали первые части путевых заметок про Грецию? Вот как они выглядят в хронологическом порядке:

Чем вдохновиться перед поездкой в Грецию?

Греция. Intro

Афины. Город-призрак

Дельфы. Сквозь пространство и время

Метеоры. Прогулка на высоте

Каньон Викос. Над пропастью

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top
Яндекс.Метрика