Казань. Такая одна
У меня был соблазн написать про Казань в разрезе «путешествий с ребёнком». Просто после двух перелетов один на один с малышом и после нескольких самостоятельных с ним дней чувствуешь себя немного супергероем и хочешь всему свету рассказать про то, как менять памперсы одной рукой и проходить три зоны досмотра с коляской, чемоданом и маленькой мартышкой.
Но потом я поняла, что по отношению к Казани это совершенно не честно. Это потрясающе самобытный, открытый, дружелюбный и красивый город и он заслуживает быть чем-то большим, чем фоном для передвижений с младенчиком (хоть мой младенчик и самый симпатичненький и сладенький и смешно ползает как бульдожек и ути-пути-плю).
Итак, Казань. Опять я попала в плен предубеждений, которые шептали мне, что путешествия по регионам чреваты разными разочарованиями – большими и малыми. Чихать она – Казань! – хотела на эти предубеждения. Оказалось, что здесь красиво и чисто, много интересных и занимательных мест, здесь живут добрые люди, чтущие свою культуру и с удовольствием показывающие её всем любопытным.
Впрочем, давайте обо всём по порядку.
Казань красивая
Летим в самолёте. Утром было сложное – очень раннее, Лёлик ещё тоскливый после болезни, много плакал. В самолёте сразу уснул, я чуть расслабилась, но всё равно на иголках. Снижаемся через грозовое облако. Вдруг – вспышка электрического света, вибрация. В самолёт ударила молния (примагнитилась к моему электрическому настроению, не иначе). Сосед по креслу, добродушный командировочный в хорошем пиджаке и с лицом сытого кота наклоняется ко мне:
— Переживаете?
— Ага, побаиваюсь летать – мямлю (а сама такая: ЧУВАК КАМОН ДА В НАС ТОЛЬКО ЧТО МОЛНИЯ УДАРИЛА!!!)
— А вы выгляните в окно. Крылья на месте?
По затылку и вниз ползёт ледяное пятно, выглядываю в иллюминатор, пялюсь на отблески красного маячка, на судорожно подрагивающие закрылки.
— На месте, — блею.
— Ну, значит долетим. – ободряюще улыбается кот в пиджаке. Шутник.
Каждый город красив по своему – красота иных до бесстыдства явная, понятная. Такой для меня, например, Париж. Красота других более деликатна, изыскана, интеллигентна – Лондон такой. Есть и такие, чья красота спрятана – она скрывается за углами, проблескивает через потрескавшуюся штукатурку, вырастает из золы и пыли. Это, скажем, в Лиссабоне.
Казань красива как девица на выданье – она напомажена, готова, она волнуется, нервно хихикает и ждёт. В день, когда я впервые гуляла по Казани, она вся была вымыта небывалым дождём – тротуары, роскошная лепнина, разноцветные фасады, плохие дороги, колонны, всё блестело. Тут и там, словно бутоньерки в невестиных волосах, отцветали кусты сирени и розовые облака пионов.
Пахло прохладой, свежим воздухом, сырой землей и цветами. Пожалуй, никогда в городе я не слышала таких запахов.
Не удивительно, что я сразу влюбилась, правда?
Мы сняли на airbnb очень простую, но выгодную по расположению квартиру. Хозяин – интеллигентный и вежливый Рафаэль – встретил в аэропорту, с удивительным жаром и гордостью рассказал про новый кукольный театр, отремонтированный детский мир, трогательный (он же контактный!) зоопарк, принёс к чаю настоящий чак-чак, свежий и медовый.
Выходили из квартиры вместе – он восвояси, мы с Лёликом гулять. Посмотрел как я выкатываю коляску, предложил помощь. Вежливой скороговоркой отказалась («Нет-нет, что вы, это отлаженный процесс»). Подумал и всё-таки отобрал коляску, сказав: «Хочу, чтобы у вас были хорошие впечатления от Казани. А впечатления складываются из мелочей!».
И уж так вышло, что квартирка наша (крошечная, старая, но уютная и в чём-то очень казанская) располагалась совсем неподалёку от озера Кабан. Ах, друзья! Если вам когда-нибудь доведется оказаться рядом с озером Кабан, то непременно сворачивайте в Старо-Татарскую слободу – тут татарский дух, колорит, тут резные наличники, разноцветные избушки, тут можно встретить нарядную свадебную пару в национальных костюмах (это очень красиво!). Тут этот самый трогательный зоопарк – овечки, пони, козочки, ничего такого, но Лёлик пищал и хотел всех трогать и, желательно, облизывать.
Именно отсюда, со Старо-Татарской слободы и её окрестностей, началась моя любовь к исторической казанской застройке. К нежным усадебкам 19-го века, к сплошь покрытым мемориальными табличками фасадам (в каждом доме родился татарский поэт, писатель, деятель ещё каких-нибудь наук или искусств), к трогательной зелени во дворах, к запаху дерева и пыли. Всё здесь по-деревенски простое и уютное, но по-столичному роскошное и знающее себе цену.
Здесь мне открылась, а вернее приоткрылась тайна. Пока ещё не осознанная, трудно уловимая, но совершенно и абсолютно явная.
Казань интересная
В доме Ушковой экскурссии начинаются в 10 и идут каждый час. Прихожу к 10 (всё утро подгоняла своих мужичков, потом бежала, чтобы успеть). В библиотеке пусто, только чаевничают две важные, при макияже и кольцах, сотрудницы. Их поднятых бровей-ниточек хватает, чтобы понять: группа не набралась, экскурсии не будет.
— Может, для меня одной проведете? – робко уточняю, не надеясь на успех.
— Вы что? – участливо спрашивает меня та, что подобрее. – Для вас одной ОТКРЫВАТЬ ВСЕ ЖАЛЮЗИ?
— Ну, я заплачу тройную цену. Для троих жалюзи открыли бы? – это я уже так, из спортивного интереса.
Вторая библиотекарша, властная и строгая, надвигается на меня, как шторм. Смеряет взглядом, вздыхает и говорит:
— Нет, я конечно могу взять с вас по индивидуальному тарифу. – и дальше грозно, как приговор — Но это 400 рублей.
Моё молчание, кажется, расценила как ошеломленное. И дальше совершенно спокойно, с полным пониманием к человеку, не готовому расстаться с такой суммой:
— Приходите к двум, когда соберется группа. А пока сходите-ка в Кремль. Вы видели Кремль?
И я покорно иду в Кремль.
Дом Ушковой – это потрясающее место, мне хочется написать о нём отдельный текст. А ещё лучше книгу. Историю о том, как простой, но предприимчивый толстосум влюбился в первую красавицу Казани и, чтобы впечатлить её, построил самый красивый и самый странный в городе дом – весь из разных стилей: в кабинете ампир, в будуаре рококо, в холле шинуазри, в столовой и вовсе готика. Наборный паркет, собственный гротик, засаженный цветами, венецианские «не злые» зеркала, в которых отражаешься красивее, чем есть, парижские витражи.
Черноволосая (портретов её нет, но мне почему-то кажется, что обязательно черноволосая) Зинаида жила в этом доме три года. Обливалась духами перед туалетным столиком, выписывала из-за границы шелк, слушала, как лёгкие шажки хрусталем отражаются от роскошных стен, грустно крутилась перед знаменитыми зеркалами. Созывала такие суаре и обеды, что потом весь город слеп от электрического света и мучился расстройством от экзотических яств. После пяти смены блюд, гости отправлялись по комнатам – мужчины курили крепкий табак в удивительной по красоте кальянной, женщины пудрили носики в воздушном будуаре. Сколько там было рассказано сплетен!
Зинаида терпела в этой золотой клетке три года, а потом собрала шелка и драгоценности, продала дом городу и улизнула (не знаю, может тайно?) в Париж, где её следы и затерялись.
Патине, перламутру, паркету и лепнине недолго было куковать в одиночестве – пришли новые хозяева. И стать бы всей этой красоте пеплом в горниле революции, но вмешалась Крупская – повелела разместить тут национальную библиотеку. Таковая и остаётся по сей день – под прекрасными потолками стоят уродливые стеллажи, ДСПшные столы с допотопными компьютерами и пыльные картотеки.
Зато всё сохранилось. И ш-ш-ш-ш, тише, пожалуйста, вы в библиотеке.
Такая вот, Казань.
Ещё понравилось здание Университета – там, за внушительной колоннадой я с десятками студентов, абитуриентов, преподавателей, пережидала сильную грозу. Лил дождь, было тепло, но чуть промозгло, как это бывает в летнюю непогоду и всюду не смолкали разговоры о кафедрах, экзаменах, зачетах… Такая трогательная, немного ностальгическая атмосфера!
А ешё есть Петропавловский собор – весь резной и расписной, как шкатулка. Поднимаешься по высокому крыльцу и возносишься вдруг над крышами города, над кривыми трубами, над потрепанной черепицей. И есть в этом что-то безнадежно Парижское. Такое вот странное сближение.
Париж проскальзывает и в великолепных особняках Вахитовского района. Тоже весьма потрепанные, они, тем не менее, вырастают среди городской зелени величаво и важно. И именно здесь замечаешь визитную карточку по-настоящему древнего города – толстые, многолетние деревья, засаженные по старинным аллеям.
Вот такие жемчужинки повсюду в Казани, сразу видно, что чуть больше ста лет назад жизнь здесь была на вкус и цвет совсем другая — кипучая, изысканная, богатая, сладкая, как калач.
Гуляя, иногда ощущала себя героем Толстовской «Кыси» — неотесанным дикарём, которому в наследство досталось что-то такое прекрасное и высокое, чему он и применения-то толком найти не может. Но душа у него по этому прекрасному ноет, тоскует и болит.
Казань вкусная
На крошечном рыночке взгляд падает на черную мясистую черешню. На одном лоточке ценник 200р, на другом 250р.
— Гулять так гулять! Давайте, самую вкусную! – говорю и показываю на ту, что за 250р.
Пожилая продавщица решительно берёт из «дешевого» лотка.
— Ты чего, дочка? – спрашивает она меня, дуреху. – Она же по вкусу одинаковая? Тебе оно надо – дороже брать?
Не надо.
У себя в инстаграме (поездку можно найти по тегу #несказаньноповезло) я восторгалась тем, как аккуратно татары обращаются с национальной самостью. Особенно это чувствуется в желании накормить гостей города (и самих себя) национальной кухней – чак-чак, эчпочмак, губадия, кыстыбый, такмач, бэлишы, перемячи…
Будьте готовы к тому, что 80% еды сделано из теста. Я, как человек, избегающий глютен, приняла единственно верное стратегическое решение… ела всё подряд так, что за ушами трещало! Нет, ну а когда я ещё съем горячий, с пылу с жару, брызжущий соком эчпочмак? Никакая диета не стоит того, чтобы отказывать себе в таком удовольствии. В этом эчпочмаке, может, сила и глубинное понимание татарского характера – сложного для усвоения, но горячего, хлебосольного.
Выписала несколько мест, где обязательно стоит поесть и попить, оказавшись в Казани:
«Дом чая». Легендарная столовка на улице Баумана. Очень дешево, очень вкусно. Национальную татарскую кухню пробовать здесь.
Urbanika. В Москве эта модная кофейня с суперфуд-десертами, баночками с свежими фруктами и смешными кружками на вынос была бы дорогой и неприветливой. В Казани же 200 мл зернового капучино стоят 99 р, а бариста улыбается и болтает с тобой, как с другом.
ул. Пушкина, 3, Казань, Респ. Татарстан, 420111
Buffet Café. Ещё одно очень достойное и очень бюджетное место. Сюда стоит прийти для быстрого и сытного перекуса – шаурма такая нежная и сочная, что можно проглотить вместе с пальцами.
https://kzngo.ru/place/kafe-buffet-cafe-na-ulice-ostrovskogo-273
Meatball box. Разный ближневосточный фастфуд типа хумусов и фалафелей. Можно поесть сытно и недорого. Расположен прямо напротив парка «Чёрное озеро».
Кафе «Гудини». Кофе на вынос. Маленькое и очень симпатичное местечко из таких, знаете, модненьких.
Кафе «НЕФТЬ». Сюда тоже за кофе. Судя по отзывам – почти легендарное место. Большой выбор разных авторских напитков, а ещё можно купить смешные кружки.
«Кыстыбый». Очень мне понравилось это местечко! Эдакий татарский «Макдональдс», в котором можно попробовать весь национальный фастфуд. Готовят быстро, стоит недорого, на вкус – отменно. И кид-френдли!
Казань перспективная
В аэропорту иностранка пытается выяснить у сотрудницы за стойкой регистрации, можно ли ей взять в салон сумку таких-то габаритов. Сотрудница смущенно пожимает плечами – ай донт спик инглиш. К девушке подскакивает её компаньон, закидывает сумку на плечо, удаляются к гейтам:
— Remember, — учит он её. – In Russia it`s always “yes” until it`s “no”.
Это точно.
Чудеса случаются редко и Казань такая развитая и распахнувшая объятия не[совсем] спроста. Последние годы сюда вливаются колоссальные средства – сначала Универсиада, потом Кубок Конфедерации, в следующем году ЧМ. Конечно, городу это на пользу – видно сколько новых зданий понастроено, сколько улиц отремонтировано. С видом на реку Казанку отгрохали потрясающую многокилометровую набережную с кучей всяких активностей – загляните сюда, если вам нравятся пространства типа Музеона.
Боюсь, правда, что лет через пять вся казанская не испорченность, которая так отличает её от Москвы, вся её вежливость, открытость, все низкие цены будут смыты этим денежным потоком.
Но поживём – увидим. Тем более, что здесь явно есть надежда.
Потому что вот она тайна, которая мне открылась в Казани и которую сейчас расскажу вам: надо любить землю, на которой ты живешь. Поймите правильно, я далека от патриотических призывов, меня тошнит от этого кваса. Но Казань напитана татарской и русской любовью к своему месту.
Не знаю как ещё описать, но это очень чувствуется, это так и прёт от сохранённых и восстановленных домов, от афиш театральных постановок на татарском, от молодёжных, несетевых кафешек, от чак-чака, который нам подарил хозяин квартиры, от честных торговок черешней, от вкусных эчпочмаков и от того, как молодая девушка говорит с прохожим аксакалом на беглом татарском. И от того, как они смеются.
Короче, надо просто любить свою землю. И что-то делать каждый день. И тогда будет толк.
2 комментария