«Шантарам». Хорошая плохая книга
Те, кто прочел «Шантарам», делятся на два лагеря – ноги-моей-не-будет-в-Индии-лагерь и срочно-нужен-билет-до-Мумбаи-лагерь. Я совершенно искренне принадлежу ко второму, а потому именно «Шантарамом» решила открыть новую рубрику «Книги». В ней стану публиковать рецензии на такие романы, рассказы, сказки и эссе, которые зажигают в человеческой душе огонь путешественника.
Наверное, с моей стороны честно будет предупредить, что «Шантарам» нравится далеко на всем. Его называют «плохой прозой», в том, пожалуй, смысле, в каком можно назвать «плохим кино» индийские фильмы. С самого начала этой достаточно пухлой — 800+ страниц — книги, вас ожидают песни-пляски, долгие велеречивые описания цвета глаз возлюбленной главного героя, истинно-болливудские «крутые парни» на мотоциклах и с АК-47 через плечо…Я читала эту круговерть не отрываясь, откладывая срочную работу, таская с собой по автобусам и электричкам и недосыпая.
Готова расписаться в полном незнании литературы, но книга, которая так трогает и увлекает, вряд ли может считаться…ну, знаете…по-настоящему плохой.
И все-таки, самое большое, беспрекословное и драгоценное достоинство «Шантарама» в том, что он открывает и описывает ту Индию, про которую все знают, но которую, на моей памяти, никто не представлял широкой публике с такой честностью и любовью. Все эти грязные, жизнелюбивые, ни на что не похожие трущобы, индийские поезда, крошечные деревни и, конечно, люди, люди, люди. Там такая Индия, которую запросто можно испугаться, заранее возненавидеть и крепко-накрепко заочно полюбить.
Словом, всем любителям Индии и самым ярым её не любителям, всем поклонникам острых, щедро сдобренных пряностями сюжетов, всем кто считает, что исповедь преступника и наркомана достойна вашего внимания и, особенно, тем, кто считает, что недостойна – вперед, откройте для себя «Шантарам» и решите, к какому лагерю примыкать.
Цитата: «Судьба дарует нам в нашей жизни трех учителей, трех друзей, трех врагов и три большие любви. Но все двенадцать предстают в других обличьях, и мы никогда не распознаем, пока не влюбимся, не бросим и не сразимся с ними»
«Шантарам», Грегори Дэвид Робертс, 2003 г.
*При подготовке поста были использованы работы фотографа Оззи Хоппе